- ТОПОНИМИКА
ТОПОНИ́МИКА (от греч. tópos место и ónyma имя, название), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы). Совокупность топонимов (названия морей, океанов, рек, озер, гор, пустынь, населенных пунктов) на к.-л. территории составляет ее топонимию. В художественной литературе топонимы играют роль пространственных ориентиров действия, а также используются в качестве дополнительного стилистического средства характеристики изображаемого. Топонимы в художественной литературе можно подразделить на два основных типа: реальные, т. е. существующие в действительности, и вымышленные, созданные творческим воображением писателя.
Реальные названия, перенесенные в художественное произведение, используются с целью максимального приближения читателя к изображаемым событиям и явлениям. Использование реальной Т. присуще в первую очередь жанрам художественной литературы, которые основаны на описании событий, имевших место в действительности (эпические произведения, военно-историческая и документальная литература, очерки и т. п.). Ср. употребление реальной Т. в батальных сценах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В то же время топонимы, будучи элементом художественной структуры произведения, выполняют определенную эстетическую и семиотическую функции. Так, названия улиц Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского и А. Белого имеют не только «фоновый» характер, но и подчинены решению конкретных идейно-эстетических задач.
Вымышленные топонимы выполняют различные социально-эстетические и стилистические функции в зависимости от идейно-художественных установок автора, а также от жанра или формы произведения. Условно они могут быть разделены на названия с прозрачной семантикой и названия семантически неявные. К первым относятся «говорящие», или экспрессивно-оценочные названия, служащие важным дополнительным средством типизации в литературе, а также для выявления авторской позиции (г. Глупов у М. Е. Салтыкова-Щедрина, деревни Горелово, Неелово, Неурожайка у Н. А. Некрасова, г. Скотопригоньевск у Ф. М. Достоевского). Семантически неявные названия могут иметь различную стилистическую окраску, от нейтральной (г. Старгород у Н. С. Лескова и г. Градов у А. П. Платонова) до экзотической или фантастической (г. Лисс и Зурбаган у А. Грина, империя-остров Блефуску у Дж. Свифта и округ Йокнапатофа в произв. У. Фолкнера). Автор может прибегать также к полной или частичной символизации при обозначении мест действия т. н. неопределенно-символические названия («Город» у М. А. Булгакова, город Н-ск и т. п.). Вымышленные названия создаются с целью типического обобщения, иносказания, снятия эффекта автобиографичности и т. д.
Особый разряд Т. составляют реальные или вымышленные названия в фольклорных произведениях: сказаниях, былинах, песнях (Дунай-река, град Китеж, остров Буян, Волга-матушка), являющиеся частью устойчивых словесных формул поэтического народного творчества. В произведениях, характеризующих народный крестьянский быт, в т. ч. и в современной деревенской прозе (от М. А. Шолохова до В. И. Белова, Ф. А. Абрамова и В. Г. Распутина), широко используется микротопонимия народные названия местных географических объектов, хуторов, урочищ, пастбищ, полей (ср. Гремячий Лог, Сухая Балка, Матёра, Большие Бочаги и т. п.).
В. П. Нерознак.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.